Глава
2.
Примитивы.
2.1.
Типы примитивов
Примитивы могут быть простыми
и сложными. К простым примитивам относятся следующие объекты:
- Точка
- Отрезок
- Круг (окружность)
- Дуга
- Прямая
- Луч
- Эллипс
- Сплайн
- Текст
К сложным примитивам относятся:
полилиния, мультилиния, мультитекст, размер, выноска, допуск, штриховка, вхождение
блока или внешней ссылки, атрибут и растровое изображение. Кроме того, есть
пространственные примитивы, которые рассматриваются в гл. 9, и видовые экраны,
изучаемые в гл. 10. Редкие примитивы рассмотрены в разд. 2.18.
2.2.
Отрезки
Начнем с рисования отрезков.
Для этого введите на клавиатуре команду ОТРЕЗОК (LINE). Данную команду можно
вызвать также указателем мыши либо
из падающего меню Рисование (Draw), либо из панели инструментов Рисование
(Draw), в которой кнопка с нужной командой является первой (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Кнопка,
соответствующая команде ОТРЕЗОК (LINE)
Первый вопрос, который
задает система AutoCAD в командной строке (в дальнейшем приводятся два варианта
запроса; верхняя строка — это форма запроса в русской версии, нижняя строка
— в английской):
(Specify first point:)
Самый простой способ задания
первой точки отрезка — указать ее с помощью мыши на видимой части графического
экрана, а затем зафиксировать нажатием левой кнопки мыши. При выборе точки можно
ориентироваться на счетчик координат в левом нижнем углу. После указания первой
точки AutoCAD выводит очередной запрос:
Если вы выберете опцию
Отменить (Undo), то AutoCAD отменит предыдущую точку и опять попросит ввести
первую.
Если вы указали на экране
с помощью мыши следующую точку, то на экране появится отрезок (рис. 2.2), проведенный
из первой точки во вторую. Команда ОТРЕЗОК (LINE) на этом не закончится и будет
запрос:
Рис. 2.2. Построение
одного отрезка
Появление данного запроса
означает, что одной командой можно нарисовать поочередно несколько отрезков,
образующих на экране одну ломаную линию. Укажите на экране третью точку. На
этот раз очередной запрос будет выглядеть так:
Рис. 2.3. Построение
замкнутой ломаной из отрезков
Содержание контекстного
меню зависит от выполняемой в данный момент команды. В меню на рис. 2.4 приводятся
варианты продолжения работы команды ОТРЕЗОК (LINE): Enter, Прервать (Cancel),
Замкнуть (Close), Отменить (Undo), Панорамирование (Pan),
Зумирование (Zoom). Выбор пункта в этом меню осуществляется обычным образом.
Пункт меню Enter заканчивает команду, пункт Прервать (Cancel) прерывает
работу команды (в данный момент это равносильно пункту Enter). Действие пунктов
Замкнуть (Close) и Отменить (Undo) аналогично действию одноименных
опций, разобранных выше.
Пункты Панорамирование (Pan) и Зумирование (Zoom) вызывают прозрачные
команды (т. е. прерывающие на время действия работающей команды) ПАН (PAN) и
ПОКАЗАТЬ (ZOOM). Эти команды позволяют изменить масштаб, а также размер отображения
на экране необходимой зоны рисунка и рассматриваются в разд. 2.4.
Рис. 2.4. Контекстное
меню команды ОТРЕЗОК
Нет ни дуги, ни
отрезка, которые можно продолжить. Первая точка:
(No line or arc to
continue. Specify first point:)
Дуга и полилиния являются
новыми для нас примитивами. О них рассказывается в разд. 2.9 и 2.10.
В случае, если последним
построенным объектом был примитив, у которого нет конечной точки (например,
текст), то AutoCAD ищет предпоследний и т. д.. пока не найдет отрезок, полилинию
или дугу. Если последним подходящим объектом был отрезок или полилиния, у которой
только что введенный участок является прямолинейным сегментом, то дальше система
запрашивает следующую точку. Однако если последним найденным объектом оказалась
дуга или полилиния, у которой только что введенный участок является дуговым,
то AutoCAD дальше строит отрезок, который является продолжением найденной дуги,
и выдает запрос:
(Length of line:)
На этот вопрос вам нужно
либо ввести при помощи клавиатуры число или задать на экране временную точку,
до которой AutoCAD вычислит расстояние от предыдущей точки. Полученное число
одним из двух способов станет длиной в миллиметрах будущего отрезка, являющегося
продолжением дуги по касательной.
Приятным новшеством AutoCAD
2000 является то, что в любой момент времени, когда вам предоставляются какие-то
опции для выбора (в команде ОТРЕЗОК (LINE) это Отменить (Undo) и Замкнуть
(Close)), можно нажать на правую кнопку мыши (если указатель находится в зоне
графического экрана) и вызвать контекстное меню, в котором эти опции можно выбирать
с помощью мыши. Помимо опций, в контекстном меню могут присутствовать и какие-то
вспомогательные операции. Таким образом, в рассматриваемой версии системы работа
с клавиатурой сведена к минимуму.
2.3.
Способы ввода координат точек
В предыдущем разделе вы
задавали конечные точки отрезка с помощью мыши. Но этот способ ввода (указания)
точек не является единственным. Больше распространен второй способ —
ввод координат точки с клавиатуры, например:
В данном примере введена
точка с двумя координатами: Х=65 мм, Y=113.24 мм. При вводе координат с клавиатуры
запятая является разделителем между абсциссой и ординатой, а точка используется
как разделитель между целой и
дробной частью числа. Вводимые координаты могут быть целыми или вещественными.
При вводе координат следует учитывать, где вы выбрали точку с координатами 0,0.
Чаще всего это точка левого угла графического экрана (хотя в процессе работы
вы перемещаетесь по рисунку, и точка 0,0 может оказаться в любом месте, даже
уйти в невидимую часть чертежа).
Третий способ ввода
точек — это относительный ввод в декартовых координатах с клавиатуры, например:
Четвертый способ
ввода точек — это относительный ввод в полярных координатах с клавиатуры, например:
В этой форме записи уже
нет запятых, зато появился символ “<“, который интерпретируется
как знак угла. В данном примере новая точка задается относительно предыдущей,
причем расстояние между ними в плоскости равно 33,5 мм (т. е. числу влево от
символа угла), а вектор из предыдущей точки в новую образует угол 45 градусов
с положительным направлением оси абсцисс (угол измеряется в тех угловых единицах,
которые вы задали в настройке). Расстояние должно обязательно быть положительным,
а угол может быть любым числом.
Пятый способ ввода
точек — это указание с помощью функций объектной привязки. Доступ к функциям
объектной привязки осуществляется либо через групповую кнопку панели Стандартная
(Standard), либо через панель Объектная привязка (Object Snap). Групповой
называется кнопка, у которой в правом нижнем углу имеется черный треугольник.
Если выбрать указателем мыши такую кнопку и нажать (не отпуская!) левую кнопку
мыши, то раскроется набор кнопок инструментов, которые входят в данную группу
(рис. 2.5). Нужно опуститься по появившимся кнопкам до той, которая вам нужна,
и только тогда отпустить нажатую левую кнопку мыши,
Однако объектной привязкой
лучше пользоваться, имея на экране одноименную панель. В разд. 1.3 рассказано,
как вытащить панель инструментов, отсутствующую на экране. Вызовите панель
Объектная привязка (Object Snap). В этой панели собраны следующие кнопки
с краткими пояснениями (более подробное их рассмотрение ниже по ходу изложения
соответствующих объектов):
Рис. 2.5. Групповая
кнопка объектной привязки
Рассмотрим использование
перечисленных кнопок и соответствующих функций на следующем примере. Предположим,
на экране есть два отрезка и необходимо построить третий, который идет от конца
одного до конца другого. Для этого надо вызвать команду ОТРЕЗОК (LINE) и в ответ
на запрос Первая точка: (Specify first point:) с помощью
левой кнопки мыши выбрать кнопку Конточка (Endpoint) (рис. 2.6) панели
Объектная привязка (Object Snap).
Рис. 2.6. Кнопка
функции Конточка
Тогда при подведении указателя
мыши к концу первого отрезка, от которого нужно взять конечную точку, появляется
желтый квадрат работы функции Конточка (Endpoint) (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Построение
отрезка с помощью функции Конточка
Рис. 2.8. Кнопка
функции Середина
Рис. 2.9. Контекстное
меню привязки
Другой пример. Предположим,
нужно построить отрезок, идущий от середины одного отрезка к середине другого.
Выполняется это аналогично предыдущему примеру, но при задании обоих концов
отрезка следует пользоваться не функцией Конточка (Endpoint), а Середина
(Midpoint) (рис. 2.8).
Это меню по своим функциям
очень похоже на панель инструментов Объектная привязка (Object Snap).
Дополнением является лишь опция Координатные фильтры (Point Filters),
которая позволяет воспользоваться одним из шести вариантов координатных фильтров:
.X, .Y, .Z, .XY, .XZ, .YZ. Функция координатного фильтра чаще всего используется
в трехмерных построениях. Она позволяет взять одну или две координаты из какой-нибудь
точки рисунка и затем задать остальные координаты. Например, если для следующей
точки (скажем, конца отрезка) нужно взять абсциссу от другой точки, то следует
в ответ на запрос точки ввести на клавиатуре .X (или выбрать одноименный пункт
контекстного меню). Дальше системе AutoCAD необходимо указать точку любым из
известных вам способов, у которой будет вычислена абсцисса, а затем по следующему
запросу системы (требуется YZ): ((need YZ):) ввести на клавиатуре оставшуюся
координату (или оставшиеся координаты, если речь идет о трехмерной точке).
2.4.
Режимы
Как вы уже знаете из разд.
1.3, под командной строкой находится строка с прямоугольными кнопками режимов:
ШАГ (SNAP), СЕТКА (GRID), OPTO (ORTHO), ОТС-ПОЛЯР (POLAR),
ПРИВЯЗКА (OSNAP), ОТС-ПРИВ (OTRACK), ВЕС (LWT), МОДЕЛЬ
(MODEL). Режим считается включенным, если включена (нажата) соответствующая
ему кнопка. Включение и выключение кнопки режима осуществляется щелчком левой
кнопки мыши. Если подвести указатель мыши к кнопке режима, то над ней через
мгновение появится соответствующая подсказка: Шаговая привязка (Snap
Mode), Отображение сетки (Grid Display), Режим “Орто”
(Ortho Mode), Полярное отслеживание (Polar Tracking), Объектная привязка
(Object Snap), Отслеживание при объектной привязке (Object Snap Tracking),
Отображение линий в соответствии с весами (Show/Hide Lineweight), Пространство
(модели или листа) (Model or Paper Space).
Рис. 2.10. Отображение
сетки
Рис. 2.11. Режим
полярного отслеживания
Кнопка ОРТО (ORTHO)
включает или выключает режим ортогональности. Если этот режим включен, то AutoCAD
начинает исправлять вновь строящиеся
прямолинейные сегменты отрезков и полилинии до вертикальности или до горизонтальности.
Рис. 2.12. Вызов
контекстного меню настройки режимов
Кнопка МОДЕЛЬ (MODEL)
позволяет переключаться между пространствами модели и листа (см. гл. 10).
Диалоговое окно Режимы
рисования (Drafting Settings), как видно на рис. 2.13, имеет три вкладки:
Шаг и сетка (Snap and Grid), Отслеживание (Polar Tracking) и Объектная
привязка (Object Snap). Активизация вкладки выполняется щелчком левой кнопки
мыши, когда ее указатель находится на имени соответствующей вкладки.
Рис. 2.13. Диалоговое
окно Режимы рисования, вкладка Шаг и сетка
Вкладка Шаг и сетка
(Snap and Grid) позволяет задать установки шага привязки к узлам сетки и параметры
сетки, отображаемой в зоне лимитов.
В верхней части находятся
два флажка, которые отображают состояние режимов Шаг Вкл (F9) (Snap)
и Сетка Вкл (F7) (Grid) (при включенном режиме соответствующий флажок
должен быть установлен).
Окно оставшейся части
вкладки разделено на четыре части. В левой верхней части задаются параметры
узлов сетки для шагов мыши: расстояние по обеим осям, угол наклона сетки относительно
горизонтали и база отсчета координат сетки. В правой верхней части задаются
параметры отображаемой сетки. В правом нижнем углу выбирается вариант привязки:
шаговая (к узлам прямоугольной или изометрической сетки) или угловая. В левом
нижнем углу приведены параметры угловой привязки. Причем параметры шаговой или
угловой привязки доступны, только если выбран соответствующий им вариант.
Вкладка Отслеживание
(Polar Tracking) (рис. 2.14) позволяет задать отслеживание углов с определенным
шагом. Для задания шага в боксе Шаг углов (Increment angle) доступны
следующие значения: 5, 10, 15, 18, 22.5, 30, 45, 90. Если вы хотите отслеживать
еще какие-то углы, нужно включить флажок Дополнительные углы (Additional
angles) и нажать кнопку Новый (New). Кнопка Удалить (Delete) позволяет
вам удалить лишние значения из списка дополнительных углов. Есть дополнительные
возможности по отслеживанию только ортогональных или всех полярных углов, а
также по заданию полярных углов относительно последнего прямолинейного сегмента.
Рис. 2.14. Вкладка
Отслеживание окна Режимы рисования
Вкладка Объектная привязка
(Object Snap) (рис. 2.15) управляет заданием режимов и отслеживанием при объектной
привязке.
Рис. 2.15. Вкладка Объектная
привязка окна Режимы рисования
При работе с рисунком
постоянно приходится изменять окно просмотра, для того чтобы рассмотреть необходимые
элементы. Этой цели служат вертикальная и горизонтальная линейки прокрутки графического
экрана, а также расположенные в панели инструментов Стандартная (Standard)
кнопка Панорамирование в реальном времени (Pan Realtime) (рис. 2.16)
и правее нее — кнопка Зумирование в реальном времени (Zoom Realtime)
(рис. 2.17).
Рис. 2.16. Кнопка Панорамирование
в реальном времени
Кнопка панорамирования
вызывает команду ПАН (PAN), которая работает таким образом, что после того как
вы нажали на кнопку и отпустили ее, а затем переместили указатель мыши в зону
графического экрана, форма указателя изменяется на значок панорамирования в
виде ладони. Теперь нужно нажать левую кнопку мыши и, не отпуская, перемещать
указатель на новое место. Вместе с указателем будет двигаться весь рисунок.
Отбуксировав изображение
на новое место, можно отпустить левую кнопку мыши. Масштаб изображения в новом
окне сохраняется, а отображаемая зона смещается (при этом что-то может стать
невидимым, а что-то появится). Затем, при необходимости, можно перенести указатель
мыши к новому месту начала операции панорамирования и выполнить операцию буксировки
еще раз. Когда панорамирование закончено, следует воспользоваться подсказкой,
выдаваемой системой AutoCAD:
Нажмите ESC или
ENTER для выхода, или правую кнопку мыши для вывода контекстного меню.
(Press ESC or ENTER
to exit, or right-click to display shortcut menu.)
Обратите внимание, что
при выполнении панорамирования одновременно перемещаются и кнопки линеек прокрутки.
Рис. 2.17. Кнопка Зумирование
в реальном времени
При выполнении зумирования,
также как и в предыдущем случае, перемешаются и кнопки линеек прокрутки.
Правее кнопки зумирования
в реальном времени находится групповая кнопка (т. е. с треугольником в правом
нижнем углу) (рис. 2.18) с вариантами команды ПОКАЗАТЬ (ZOOM).
Эта групповая кнопка содержит
следующие кнопки (сверху вниз):
Показать Рамка
(Zoom Window) Показать Динамика
(Zoom Dynamic) Показать Масштаб
(Zoom Scale) Показать Центр
(Zoom Center) Увеличить
(Zoom In) Уменьшить
(Zoom Out) Показать Все
(Zoom All) Показать Границы
(Zoom Extents)
Рис. 2.18. Групповая
кнопка команды ПОКАЗАТЬ (ZOOM)
Кнопки Увеличить
(Zoom In) и Уменьшить (Zoom Out) выполняют аналогичные действия, как
и соответствующие им команды: Показать с опциями Масштаб и 2Х
(Zoom, Scale, 2X) а также Показать с опциями Масштаб и 0.5Х
(Zoom, Scale, 0.5X), т. е. увеличивают или уменьшают изображение в два раза
относительно текущего.
Команду ПОКАЗАТЬ (ZOOM)
можно вызвать также из падающего меню Вид (View). Мы ее рассмотрим в
самом общем варианте, когда она вводится с клавиатуры. После ввода команды AutoCAD
выдает запрос:
Укажите угол рамки,
введите масштаб (пХ или пХЛ), или
В ответ на этот запрос
пользователь может выбрать один из вариантов:
- ввести букву В (А),
соответствующую опции Все (All); - ввести букву Ц (С),
соответствующую опции Центр (Center); - ввести букву Д (D),
соответствующую опции Динамика (Dynamic); - ввести букву Г (Е),
соответствующую опции Границы (Extents); - ввести букву П (Р),
соответствующую опции Предыдущий (Previous); - ввести букву М (S),
соответствующую опции Масштаб (Scale); - ввести положительное
число масштаба, без окончания или с окончанием Х или ХЛ (ХР) (имейте в виду,
что буква Х латинская (!), например: - 2.5Х, 1.67XJ1);
- ввести букву Р (W),
соответствующую опции Рамка (Windows); - указать мышью точку
(первый угол будущей рамки); - нажать правую кнопку
мыши (если устройство указания находится в графическом экране) и выбрать необходимую
опцию из контекстного меню.
При выборе опции Рамка
(Windows) AutoCAD запрашивает два угла (две угловых точки) для задания прямоугольной
зоны в видимой части рисунка, которая будет увеличена до размеров всего графического
экрана. Сначала выдается запрос:
(Specify first corner)
Рис. 2.19. Выбор
рамки в команде ПОКАЗАТЬ (ZOOM)
Затем запрашивается второй
угол (рис. 2.19):
Противоположный
угол:
(Specify opposite comer)
Рис. 2.20. Результат
выполнения команды ПОКАЗАТЬ (ZOOM) с опцией Рамка
Указание точки мышью (вместо
выбора опций) рассматривается командой ПОКАЗАТЬ (ZOOM) как выбор опции Рамка
(Windows), а введенная точка становится первым углом рамки. Поэтому после этого
AutoCAD запрашивает сразу противоположный угол рамки.
Опция Границы (Extents)
позволяет выбрать самое меньшее прямоугольное окно, в котором видны (находятся)
все ранее построенные объекты рисунка (обратите внимание на эту опцию!).
Опция Все (All)
аналогична опции Границы (Extents), но при этом минимальное окно выбирается
так, чтобы в него целиком вошла еще и зона лимитов. Это может привести к такой
ситуации, когда зона лимитов заполнена мало и новое окно получается полупустым.
В опции Центр (Center)
AutoCAD запрашивает сначала точку центра будущего окна, а затем его вертикальный
размер.
Рис. 2.21. Выбор
левой границы динамического окна
Опция Предыдущий
(Previous) возвращает к предыдущему окну, если оно было в данном сеансе работы
AutoCAD. Возврат к предыдущему окну может быть выполнен не более десяти раз,
т. к. более ранняя информация утрачивается.
Опция Масштаб (Scale)
запрашивает ввод масштаба в виде числа с возможным окончанием Х или ХЛ (ХР).
Опция аналогична опции Центр (Center), но размер нового окна выбирается
исходя из множителя (масштаба), введенного пользователем. Масштаб больше единицы
увеличивает отображение объектов (приближает объекты), меньше единицы — уменьшает
(отдаляет объекты). Если масштаб вводится без окончания X, ХЛ (ХР), то размеры
нового окна вычисляются относительно размеров лимитов, если с латинским окончанием
Х — вычисляются относительно предыдущего вида. Если после окончания Х следует
символ Л (Р), то масштаб задается относительно пространства листа (см. гл.
10).
Рис. 2.22. Выбор
размера динамического окна
Если вместо выбора опции
команды ПОКАЗАТЬ (ZOOM) сразу ввести число (с окончаниями X, ХЛ (ХР) или без
них), то AutoCAD рассматривает его как число опции Масштаб (Scale).
Опция Предыдущий
(Previous) вынесена на следующую (правую) кнопку панели Стандартная (Standard)
(рис. 2.23).
Рис. 2.23. Кнопка
Показать Предыдущий
2.5.
Точки
Интересным примитивом
системы AutoCAD является точка. Для его построения используется команда ТОЧКА
(POINT), которая, помимо набора на клавиатуре, может быть вызвана из панели
Рисование (Draw) (рис. 2.24) или из падающего меню Рисование (Draw)
— пункт меню Точка (Point), Одиночная (Single Point).
Команда ТОЧКА (POINT)
при вызове ее из панели инструментов Рисование (Draw), работает в цикле,
выдавая вопрос:
Текущие режимы точек:
PDMODE=O PDSIZE=0.0000 Укажите точку:
(Current point modes:
PDMODE=0 PDSIZE=0.0000 Specify point:)
Рис. 2.24. Кнопка
команды ТОЧКА (POINT)
Если PDMODE=0 и PDSIZE=0,
то точка отображается в виде пикселя (т. е. одной точки экрана), что чаще всего
неудобно. Поэтому в падающем меню Формат (Format) есть пункт Отображение
точек (Point Style), который вызывает диалоговое окно Отображение точек
(Point Style) (рис. 2.25).
Рис. 2.25. Диалоговое
окно Отображение точек
Необходимо с помощью левой
кнопки мыши отметить ту форму точки, которую вы хотите получить. Рекомендую
выбрать форму в виде символа “х”. В том же окне можно задать и размеры
символа точки, которые могут быть либо в процентах от размера экрана, либо в
абсолютных единицах — предпочтительнее сохранить те установки, которые показаны
на рис. 2.25: 5% от размера экрана. Завершив установки, закройте окно. Система
AutoCAD автоматически перерисует ранее заданные точки в новой форме.
В более ранних версиях
системы AutoCAD для перерисовки старых точек приходилось пользоваться пунктом
Регенерировать (Regen) падающего меню Вид (View).
Представленные таким образом
точки могут быть использованы для построении новых объектов с помощью функции
объектной привязки Узел (Node). А сами точки поэтому очень часто называются
узловыми точками.
Рассмотрим такую задачу:
пусть необходимо построить отрезок, у которого концы являются ранее созданными
узловыми точками. Для этого вызываем команду ОТРЕЗОК (LINE) и на запрос Первая
точка: (Specify first point:) с помощью левой кнопки мыши выберем
кнопку Узел (Node) панели Объектная привязка (Object Snap) (рис.
2.26).
Рис. 2.26. Кнопка
функции объектной привязки Узел
Рис. 2.27. Построение
отрезка по двум узловым точкам
Затем устанавливаем указатель
мыши на первую узловую точку (обнаружив ее, AutoCAD обводит точку кружочком).
После этого опять обращаемся к функции
объектной привязки Узел (Node) и указываем вторую узловую точку (рис.
2.27).
Для рассмотрения других
команд очистите экран следующим способом. Если в командной строке стоит приглашение
Команда: (Command:), что означает. что предыдущая команда полностью закончена,
установите указатель мыши в правом нижнем углу графического экрана и нажмите
(и отпустите) ее левую кнопку. Эту операцию AutoCAD воспринимает как операцию
выбора объектов с помощью рамки, поэтому выдает вопрос Противоположный
угол: (Specify opposite comer:). С помощью мыши укажите второй
угол рамки таким образом, чтобы все ранее нарисованные точки и отрезки оказались
внутри этой рамки. После этого у всех выбранных объектов появятся ручки,
т. е. небольшие синие квадраты в характерных точках тех или иных объектов (рис.
2.28). У отрезков характерными точками являются конечные и средние точки.
Рис. 2.28. Ручки
выбранных объектов
Объекты можно выбирать
не только рамкой, но и непосредственным указанием, когда мишень указателя мыши
ставится прямо на объект и нажимается левая кнопка. Рамка, которой выбираются
объекты, может идти из левого угла в правый или из правого угла в левый. В первом
случае рамка называется простой рамкой, а во втором случае секущей
рамкой. Простая рамка выбирает
только те объекты, которые попадают целиком внутрь рамки. Секущая рамка выбирает
те объекты, которые лежат внутри рамки, а также пересекают рамку. Ручки показывают,
какие объекты рисунка выбраны для следующей команды (обычно это одна из команд
редактирования).
Есть еще две интересные
команды, которые строят точки. Первая команда — ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE), которая делит
отрезок (или другой объект) на равные части. Команда может быть введена с клавиатуры
или вызвана из падающего меню Рисование (Draw), пункт Точка (Point),
подпункт Поделить (Divide).
Постройте отрезок и введите
команду ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE). Первый вопрос этой команды:
Выберите объект
для деления:
(Select object to divide:)
Рис. 2.29. Деление
отрезка на части с помощью команды ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE)
Отметьте построенный отрезок
(делить можно и другие объекты — например, дуги и полилинии, рассматриваемые
в данной главе ниже). Следующий вопрос:
Другая команда, которая
расставляет точки от начала объекта с заданными расстояниями, это команда РАЗМЕТИТЬ
(MEASURE). Она, помимо ввода с клавиатуры, может быть вызвана с помощью пункта
Точка (Point), подпункт Разметить (Measure) падающего меню Рисование
(Draw). Первый вопрос команды:
Выберите объект
для разметки:
(Select object to measure:)
Выберите объект, который надо разметить. Второй вопрос:
После ввода числа AutoCAD
расставляет точки, начиная от того конца объекта, ближе к которому он (т. е.
объект) был указан.
2.6.
Лучи
Луч — это примитив,
бесконечный в одну сторону и начинающийся в некоторой точке. Для его построения
служит команда ЛУЧ (RAY). Команда может быть введена с клавиатуры или вызвана
с помощью пункта Луч (Ray) падающего меню Рисование (Draw). Первый
запрос команды:
(Specify start point:)
После задания первой точки
AutoCAD циклически запрашивает другие точки и строит лучи, проходящие из первой
точки через остальные (рис. 2.30):
(Specify through point:)
Рис. 2.30. Построение
лучей
2.7.
Прямые
Прямые, в отличие
от отрезков и лучей, — это бесконечные в обе стороны линии. Для их построения
используется команда ПРЯМАЯ (XLINE), которая может быть введена с клавиатуры,
из падающего меню Рисование (Draw) или из панели инструментов Рисование
(Draw) (рис. 2.31).
Рис. 2.31. Кнопка
команды ПРЯМАЯ (XLINE)
Если в этот момент вы
укажете точку (мышью или любым другим из рассмотренных выше способов), то AutoCAD
будет строить пучок прямых, проходящих через первую точку. Для фиксации положения
прямой на плоскости достаточно двух точек, через которые она проходит, поэтому
следующий запрос таков:
Можно задать несколько
точек, через которые пройдет пучок прямых (рис.
2.32).
Рис. 2.32. Построение
пучка прямых
Следующие пять опций,
которые вам доступны в начале работы команды, позволяют рисовать специальным
образом расположенные прямые: горизонтальные (Гор (Ноr)); вертикальные
(Вер (Ver)); под определенным углом (Угол (Ang)): образующие биссектрису
некоторого угла, для которого нужно указать вершину и стороны (Биссект
(Bisect)); параллельные к другой прямой (Смещение (Offset)). Каждая из
перечисленных опций вводится с помощью тех букв, которые в наименовании опции
выделены в верхнем регистре.
Опция Гор (Ноr)
выдает запрос:
Можно задать точки, через
которые пройдут горизонтальные прямые. Аналогично работает и опция Вер
(Ver) (рис. 2.33).
Рис. 2.33. Построение
горизонтальных и вертикальных прямых
При использовании опции
Угол (Ang) выдается запрос:
(Specify second point:)
На это необходимо задать
другую точку, между которыми AutoCAD построит невидимый отрезок и измерит его
угол наклона относительно положительного направления оси X.
Если использовать опцию
Базовая линия (Reference), то тогда AutoCAD выдаст следующий запрос:
Выберите линейный
объект:
(Select a line object:)
Нужно указать отрезок, от которого будет взят угол наклона.
После задания угла появляется
знакомый нам вопрос Через точку: (Specify through point:)
и вам необходимо указать точки (или точку), через которые пройдут прямые с заданным
углом наклона.
Опция Биссект (Bisect)
строит прямую, являющуюся биссектрисой угла, для которого нужно указать точку
вершины, точку на первой стороне угла и точки (точку) на второй стороне угла.
Поэтому первый запрос системы такой:
Укажите вершину
угла:
(Specify angle vertex
point:) Следующий запрос о точке на первой стороне угла;
Точка на первом
луче угла:
(Specify angle start
point:)
Рис. 2.34. Построение
биссектрисы Затем выдается повторяющийся запрос о точке на второй стороне угла:
Точка на втором
луче угла:
(Specify angle end
point:)
Опция Смещение
(Offset) строит прямые линии, параллельные отрезкам, лучам и другим прямым.
Она выдает такой запрос:
(Select a line object:)
Нужно указать отрезок, луч или прямую. Далее:
Укажите сторону
смещения:
(Specify side to offset:)
(Select a line object:)
А затем просит точку, через которую нужно провести параллельную линию:
2.8.
Окружности
Рисование окружностей
(кругов) выполняется командой КРУГ (CIRCLE). Команду можно выбрать из панели
Рисование (Draw) (рис. 2.35) или из падающего меню Рисование (Draw),
в котором пункт Круг (Circle) детализирован шестью подпунктами.
Рис. 2.35. Кнопка
команды КРУГ (CIRCLE)
При вызове команды AutoCAD
выдает запрос:
Если вы в ответ на этот
запрос указываете точку, то она становится центром будущей окружности, и выдается
следующий запрос:
В этот момент можно ввести
число, которое будет радиусом окружности. Радиус можно задать и точкой (AutoCAD
измеряет расстояние от центра окружности до новой точки и берет его в качестве
радиуса). Если ввести символ Д (D), то это означает, что вы выбираете опцию
Диаметр (Diameter). Тогда выдается запрос на ввод диаметра:
(Specify diameter of
circle:)
Диаметр можно задать числом
или указанием точки (AutoCAD в этом случае измеряет расстояние от центра до
новой точки и берет это расстояние в качестве величины диаметра). После задания
радиуса или диаметра построение окружности заканчивается (рис. 2.36).
Если вместо центра окружности
выбрать опцию ЗТ (ЗР), то AutoCAD построит окружность по трем точкам плоскости.
Поочередно задаются запросы на первую, вторую и третью точки и после правильного
их указания (а они не должны лежать на одной прямой) окружность появляется на
экране.
Рис. 2.36. Построение
окружности по центру и радиусу
Если выбрана опция 2Т
(2Р), то тогда запрашиваются всего две точки, но считается, что обе точки принадлежат
диаметру будущей окружности (расстояние между ними равно диаметру). Система
AutoCAD выдает такие запросы:
Первая конечная
точка диаметра круга:
(Specify firs! end
point of circle’s diameter:)
Вторая конечная
точка диаметра круга:
(Specify second end
point of circle’s diameter:)
Интересна опция ККР
(Ttr), которая позволяет построить окружность, касающуюся двух других объектов
и имеющую заданный радиус. Соответственно изменяются опции и запросы системы.
Первый запрос:
Укажите точку на
объекте, задающую первую касательную:
(Specify point on object
for first tangent of circle:) Второй запрос:
Укажите точку на
объекте, задающую вторую касательную:
(Specify point on object
for second tangent of circle:)
(Specify radius of
circle:)
Радиус можно задать числом
или двумя точками, расстояние между которыми и станет его величиной. Если построение
с указанными данными невозможно, то система выдает соответствующее сообщение
(обычно это бывает, когда радиус слишком мал или слишком велик). Пример результата
построения приведен на рис. 2.37.
Рис. 2.37. Построение
окружности, имеющей заданный радиус и касающейся двух объектов
Чаще всего существует
несколько вариантов решения задачи построения окружности, касающейся двух объектов
и имеющей заданный радиус (например, для двух пересекающихся отрезков). В таком
случае из всех возможных решений AutoCAD выбирает такое, которое ближе всего
к тем точкам, в которых вы помечали объекты для касания. Поэтому к указанию
точек при выборе объектов следует подходить достаточно внимательно.
В падающем меню Рисование
(Draw) пункт Круг (Circle) имеет подпункт 3 точки касания (Tan,
Tan, Tan). Однако это не новая самостоятельная опция
команды КРУГ (CIRCLE), а частный случаи опции ЗТ (ЗР), когда все три точки указываются
с помощью функции объектной привязки Касательная (Tangent) (рис. 2.38).
Рис. 2.38. Кнопка
функции объектной привязки Касательная
Функция Касательная
(Tangent) — это еще одна очень удобная функция, позволяющая облегчить ряд построений.
Рассмотрим следующий пример.
Есть окружность и нужно построить отрезок, который начинается вне окружности
и касается ее.
Вызовем команду ОТРЕЗОК
(LINE). Укажем первую точку на свободном месте рисунка. После запроса на вторую
точку нажмем сначала мышью на кнопку с функцией объектной привязки Касательная
(Tangent), а затем укажем окружность (рис. 2.39). Точка касания вычисляется
системой AutoCAD как ближайшая к тому месту, в котором мы показали окружность
(из двух решений выбирается наиболее подходящее).
Рис. 2.39. Построение
отрезка, касающегося окружности
Еще один пример. Есть
две окружности и надо построить отрезок, который касается обеих.
Вызовем команду ОТРЕЗОК
(LINE). И первую, и вторую точки отрезка укажем на окружностях, используя функцию
Касательная (Tangent). AutoCAD вычислит обе точки касания (ближе к тем местам,
в которых мы указали окружности) и построит отрезок.
У окружностей можно привязываться
к точкам центров. Этой цели служит функция объектной привязки Центр (Center)
(рис. 2.40).
Рис. 2.40. Кнопка
функции объектной привязки Центр
С помощью двукратного
применения функции Центр (Center) решается задача построения отрезка,
соединяющего точки центров двух окружностей (рис. 2.41). Обращаю внимание читателей,
что когда вы хотите с помощью функции Центр (Center) получить точку,
вы должны ставить мишень указателя мыши на линию окружности, а не внутрь нее
(линия окружности должна пересечься с мишенью, иначе окружность не будет обнаружена!).
Рис. 2.41. Построение
отрезка, соединяющего центры окружностей
У окружности есть еще
четыре особых точки — это крайняя верхняя, крайняя нижняя, крайняя левая и крайняя
правая, которые называются квадрантами. Для привязки к ним используется
функция Квадрант (Quadrant) (рис. 2.42).
Рис. 2.42. Кнопка
функции объектной привязки Квадрант
В заключение напомню,
что в любой момент времени, когда вы стоите перед необходимостью выбора опции,
вы можете сделать это, пользуясь не только клавиатурой, но и правой кнопкой
мыши и соответственно появляющимся при этом контекстным меню.
2.9.
Дуги
Дуга — это примитив,
являющийся частью окружности. Для его построения используется команда ДУГА (ARC).
Команда может быть введена с клавиатуры, вызвана из панели инструментов Рисование
(Draw) (рис. 2.43) или из падающего меню Рисование (Draw), в котором
пункт Дуга (Arc) детализирован десятью подпунктами (рис. 2.44).
Рис. 2.43. Кнопка
команды ДУГА (ARC)
Рис. 2.44. Пункт
Дуга падающего меню Рисование
Рассмотрим общий вариант
команды. Первый вопрос команды ДУГА (ARC):
В ответ можно задать начальную
точку дуги или выбрать опцию Центр (CEnter).
Конечная точка дуги:
(Specify end point
of arc:)
После указания точки строится
дуга, являющаяся продолжением предыдущего объекта (рис. 2.45).
Рис. 2.45. Построение
дуги, являющейся продолжением отрезка
В результате получается
дуга, построенная по трем точкам. Вместо второй точки можно было выбрать опцию
Центр (CEnter), на что система AutoCAD запрашивает:
(Specify center point
of arc:) После указания точки центра следующий запрос:
Если указать конечную
точку дуги, то AutoCAD ее подправляет, вычислив радиус дуги по первой точке
и центру (рис. 2.46).
Рис. 2.46. Построение
дуги (Начало. Центр, Конец)
В последнем случае есть
еще два варианта завершения процесса построения дуги: Угол (Angle) и
Длина хорды (chord Length). При выборе опции Угол (Angle) выдается
запрос:
(Specify included angle:)
Угол может быть введен
со знаком при помощи клавиатуры или указан мышью.
Если вместо опции Угол
(Angle) выбрать опцию Длина хорды (chord Length), то выдается запрос:
(Specify length of
chord:)
Длина хорды может быть
задана либо числом со знаком, либо точкой (в этом случае в качестве длины будет
взято расстояние от начальной точки дуги до новой точки). Знак длины влияет
на направление обхода дуги.
Сейчас мы не будем рассматривать
все остальные варианты построения дуги и оставляем их читателю для самостоятельной
проработки. Перечень вариантов виден из пункта Дуга (Arc) падающего меню
Рисование (Draw) (см. рис. 2.44).