Что такое частота монитора.
Частота обновления монитора – это характеристика, которая показывает, сколько раз в секунду экран способен выводить новый кадр. Например, самые доступные и распространенные модели с частотой 60 Гц за одну секунду успевают сменить кадр 60 раз.
Частота в первую очередь влияет на плавность картинки, что особенно заметно в насыщенных игровых сценах, а также при просмотре динамичных фильмов.
Также низкая частота способна вызывать определенный дискомфорт у пользователя. Заметное мерцание экрана приводит к повышению нагрузки на глаза и быстрой утомляемости. Нередко длительная работа за монитором с низкими показателями частоты может окончиться даже головной болью.
Существует мнение, что человеческому глазу достаточно 24-х кадров в секунду, которые нам демонстрировало аналоговое телевидение. Но такая позиция не соответствует истине. Человеческий глаз способен различать нюансы качества видео даже при частотах до 380 Гц.
Наглядно понять значение частоты Вы можете, проследив за движением курсора мыши на экранах с частотой 60 и, например, 120 Гц. Во втором случае движение будет плавнее, равномернее и без размытого следа.
На что способен человек
С самого начала развития кинематографа и анимации появился миф о том, что 24 кадра в секунду — максимум, что может распознать человек. Якобы делать больше нет абсолютно никакого смысла, и визуально плавность анимации никак не изменится.
Для человека слайдшоу превращается в анимацию уже на частоте примерно 15 кадров в секунду. Но чем выше частота кадров, тем лучше воспринимается картинка. А 24 кадра никак не связаны с физиологией. В основе такого формата больше лежит экономические и технические моменты — киноплёнка тех времён и оборудование для воспроизведения были наилучшими по соотношению цена-качество.
С развитием технологий люди создали новые носители, аналоговые передачи сменились цифровыми: мы смогли перейти на 30 кадров в секунду и больше. Например, система IMAX воспроизводит 48 кадров в секунду, а трансляции игр на Twitch — до 60 FPS. И только скажите, что не замечаете, как картинка на 60 кадров в секунду становится плавнее, чем на 30!
После 60 FPS разницу на большей частоте при просмотре видео уловить сложнее. Тут больше зависит от индивидуального восприятия каждого человека. Например, в американских ВВС проходил тест среди пилотов истребителей.
Почему российскому интернету сложнее работать, чем европейскому
В России для узкополосных беспроводных сетей интернета вещей, работающих в безлицензируемом спектре, основной проблемой является ограниченность доступного частотного спектра в диапазоне 800 МГц. Данные сети работают в рамках полос частот, выделенных ГКРЧ для устройств малого радиуса действия (SRD).
Наиболее доступной для использования являются полоса частот 868,7 — 869,2 МГц, где ограничения на работу присутствуют в наименьшей степени. Максимально допустимая ЭИМ (эффективно излучаемая мощность) в данной полосе частот составляет 25 мВт при отсутствие ограничений на рабочий цикл или 100 мВт при 10% рабочем цикле. Под рабочем циклом подразумевается соотношение времени передачи данных к времени приема.
Частоты 864 — 865 МГц и 866 — 868 МГц могут использоваться в качестве дополнительных каналов трафика для разгрузки основных каналов. Но в этих полосах действуют более строгие ограничения. В обоих полосах максимальная ЭИМ составляет 25 мВт. Для полосы 866 — 868 МГц рабочий цикл составляет 1%, для полосы 864 — 865 Мгц — менее 0,1%.
В Европе же в диапазоне 800 МГц был значительно расширен доступный спектр для узкополосных беспроводных сетей интернета вещей при значительно меньших ограничениях. Например, полосы 865,6 — 865,8 МГц, 866,2 — 866,4 МГц, 866,8 — 867 МГц и 867,4 — 867,6 МГц доступны для использования без разрешений при максимальном ЭИМ 500 мВТ и рабочим циклом 10%.
В результате для строительства в России сетей на иностранном оборудовании необходимо подготовить отдельный профиль оборудования, отличный от зарубежных стран. Кроме того, в конце 2021 г. ГКРЧ внесла изменение в свое решение о SRD, обязав с декабря 2021 г. использовать для узкополосных сетей интернета вещей только базовые станции отечественного производства.
Авторы концепции предлагают обеспечить возможность использования в России для узкополосных сетей интернета вещей полос частот 866,2 — 866,4 МГц, 866,8 — 867 МГц и 867,4 — 867,6 МГц с максимальным ЭИМ 500 мВТ и рабочим циклом 10%, а для полос частот 862 — 863 МГц и 870 — 874 МГц установить максимальный ЭИМ на уровне 25 мВТ и рабочий цикл 1%.
- Короткая ссылка
- Распечатать
Время отклика.
Время отклика или задержка матрицы дисплея – это вторая по важности техническая характеристики каждого монитора. Она определяется периодом времени, который требуется каждому пикселю дисплея с момента получения команды до ее выполнения – изменения цвета.
Время отклика измеряется в миллисекундах и определяется физическими свойствами матрицы. Чем меньше время отклика, тем быстрее формируется новый кадр, следовательно, остается больше времени на его демонстрацию. Поэтому если выбор монитора упирается только в показатель отклика, то однозначно берите тот, где значение минимальное.
Задержка существенно влияет на некоторые характеристики изображения:
Если компьютер предназначен для современных мощных игр ААА-класса, то обращайте внимание на мониторы с временем отклика матрицы 1 мс .
Если Вы любите наслаждаться фильмами в высоком разрешении на широком экране видео-панели , время отклика не должно превышать 8 – 10 мс.
А вот для работы с текстами или таблицами, а также для просмотра сайтов в сети задержка отклика матрицы не имеет принципиального значения.
Самое большое время отклика можно наблюдать у мониторов, предназначенных для профессиональной работы с цветом. На таких устройствах в угоду точной цветопередачи ставятся все другие параметры.
Дополнительный софт
Существуют специальные утилиты, определяющие характеристики компа, которые иногда недоступны для ознакомления с использованием прочих средств. К таковым можно отнести старую, но не утратившую актуальность программу Everest и его прямого «потомка» AIDA64.
Так как эти программы распространялись и продолжают распространяться на платной основе, можно конечно поискать готовую сборку со вшитой «таблеткой от жадности».Но имейте ввиду, что в таких таблетках частенько бывает вшита какая-нибудь “зараза”, которая стащит важные вам данные и вы даже об этом не узнаете.
Несмотря на то, что уже несколько лет эти программы не поддерживаются разработчиками и к ним не выпускаются апдейты, они корректно работают с большинством современного оборудования – как комплектующими компьютера, так и периферическими устройствами.
В плане мониторов, во время тестов никаких «косяков» не замечено – интересующие характеристики определяются почти всегда. В зависимости от версии программы, вам необходимо будет найти пункт «Монитор» или «Отображение» в выпадающем списке слева.
Однако учитывайте, что эти утилиты только мониторят работу девайса, но не могут изменять характеристики. Если вы хотите изменить герцовку, воспользуйтесь одним из перечисленных выше способов.
И если вы всерьез заинтересовались этой тематикой, для вас могут оказаться полезными посты про то, как правильно подобрать монитор к компьютеру, а также мониторы какого бренда считаются лучшими.
Значение термина
Герц применяется для измерения частоты колебаний любого рода, поэтому сфера его использования является весьма широкой.Содержательно единица в данном измерении интерпретируется как количество колебаний, совершаемых анализируемым объектом в течение одной секунды.
В этом случае специалисты говорят, что частота колебаний составляет 1 герц. Соответственно, большее количество колебаний в секунду соответствует большему количеству этих единиц. Таким образом, с формальной точки зрения величина, обозначаемая как герц, является обратной по отношению к секунде.
Значительные величины частот принято называть высокими, незначительные — низкими. Примерами высоких и низких частот могут служить звуковые колебания различной интенсивности. Так, например, частоты, находящиеся в диапазоне от 16 до 70 Гц, образуют так называемые басовые, то есть очень низкие звуки, а частоты диапазона от 0 до 16 Гц и вовсе неразличимы для человеческого уха.
Для обозначения больших величин частот к обозначению «герц» добавляют специальные приставки, призванные сделать употребление этой единицы более удобным. При этом такие приставки являются стандартными для системы СИ, то есть используются и с другими физическими величинами. Так, тысяча герц носит название «килогерц», миллион герц — «мегагерц», миллиард герц — «гигагерц».
Инструкция: как проверить герцовку монитора
Разберемся, как посмотреть, сколько Герц выдает монитор, если установлена Windows 10. Для этого нужно следовать следующим инструкциям:
- На рабочем столе нужно нажать правую кнопку мыши и открыть контекстное меню.
- Дальше необходимо выбрать из появившегося списка пункт «Параметры экрана».
- Перемещаемся в нижнюю часть списка и переходим к расширенным параметрам экрана.
- Внизу окна нажимаем «Свойства графического адаптера».
- Переходим к вкладке «Монитор» и видим количество Гц.
В семерке надо пройти по следующему пути:
Вот мы и удовлетворили любопытность и получили ответ на интересующий вопрос: как узнать герцовку монитора Windows 10 или 7 версии.
Как выбрать подходящий монитор.
Параметры частоты монитора следует выбирать в зависимости от планов пользователя и назначения компьютера:
- 60 – 75 Гц достаточно для офисной работы с документами, домашнего использования компьютера, онлайн-общения и серфинга в сети. Также на таком мониторе будет комфортно играть в простые RPG, аркадные или логические игры, просматривать фильмы и сериалы.
- 75 – 120 Гц хватит для пользователя, увлеченного несложными гонками, спортивными симуляторами и шутерами без соревновательного сценария.
- 120 – 165 Гц выбирают для сборки компьютера, предназначенного для многопользовательских сетевых игр формата PvP или PvE.
- 165 – 240 Гц предпочитают игроки, серьезно увлеченные сетевыми шутерами, регулярно участвующие в соревнованиях или занимающиеся стриминговой деятельностью.
- 240 Гц и более – частота мониторов для профессиональных киберспортсменов или любителей максимальных компьютерных сборок.
Для комфортного использования монитора независимо от целей, пользователям следует обратить внимание и на другие параметры.
Как выбрать тип матрицы и покрытия
В мониторах используются три типа матриц: TN, MVA/VA или IPS.
Если вы большой фанат соревновательных проектов, и монитор требуется только для эффективного гейминга — предпочтительна TN-матрица. Только она гарантирует фактическое время отклика до 1 мс. При этом мониторы с частотой обновления кадров 240 Гц и TN-матрицей являются доступнее по цене, чем на IPS. Но есть и нюансы: посредственная цветопередача и несколько уступающие другим матрицам углы обзора
MVA или VA — промежуточное решением между TN и IPS. В сравнение с TN, у VA отличные углы обзора, контрастность, равномерность подсветки и качественная цветопередача. Но вот время отклика повышается — от 4 мс. К тому же очень мало моделей на VA-матрице с частотой обновления свыше 144 Гц.
IPS-матрицы обладают идеальными углами обзора и цветопередачей, за ней комфортно работать, просматривать и обрабатывать фотографии, смотреть фильмы. Но жертвовать придется повышенным временем отклика и низкой частотой обновления в сравнении с другими типами матриц — в основном до 144 Гц.
Матовое и глянцевое покрытие экрана? Матовый экран отлично поглощает попадающий свет, не бликует на солнце или под лампой. Но незначительно проигрывает глянцу в яркости и контрастности. Глянец выглядит сочно, в яркости не теряет, но бликует на свету.

Как узнать сколько герц поддерживает монитор?
Как посмотреть сколько герц монитор Windows 7?
На рабочем столе, в свободном от ярлыков программ месте, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши и, в появившемся контекстном меню, левой кнопкой выбрать строку «Разрешение экрана».
Появится диалоговое окно ОС, в котором есть несколько строчек, одной из которых будет «Дополнительные параметры». Если щёлкнуть левой кнопкой мыши на этой подсвеченной надписи, то будет открыто еще одно окно с несколькими вкладками, среди которых необходимо выбрать вкладку «Монитор».
Нажатие на выпадающий список «Частота обновления экрана» раскроет все поддерживаемые монитором значения. Эту информацию Windows получает из специальной микросхемы устройства и его драйвера.
2) Как посмотреть сколько герц монитор Windows 10? В Win 10 процедура немного сложение, за что стоит «благодарить» ее разработчиков. Самый простой путь добраться до настроек экрана – это вызвать апплет панели управления при помощи текстовой команды. Для этого на клавиатуре нужно нажать комбинацию клавиш «Win» (кнопка с изображением значка Виндовс в виде флага, разделенного на четыре части) и английской буквы «R». Эта комбинация вызовет диалоговое окно «Выполнить», в котором следует вписать «desk.cpl» без кавычек, и нажить Enter.
Появится окно, практически аналогичное таковому в Win7. Дальнейшие манипуляции также аналогичны. Этот способ одинаково хорошо работает и для других версий Майкрософтовских операционных систем, кроме совсем уж древних релизов.Внимание!Окно настройки параметров экрана также можно вызвать через блуждание по разделу «Панель управления», который доступен из главного меню «Пуск», но описанные способы будут намного быстрее.
Есть еще вариант воспользоваться встроенной системой поиска, которая обычно доступна также через меню «Пуск». На всякий случай расскажем и про эту возможность. Нажав левой кнопкой мыши на значке пускового меню нужно выбрать раздел «Поиск» (для Win7) в котором прописать просто слово «Монитор» без кавычек.
Интеллектуальный поиск предложит выбрать из доступных созвучных параметров желаемый, и вам нужно выбрать «Устранение мерцания экрана (настройка частоты обновления)». При выборе этого варианта откроется справочное окно операционной системы, в котором нужно выбрать рекомендации пункта 1. В десятой версии Windows запуск поиска расположен не в главном меню, а рядом с кнопкой «Пуск».
- Текущий режим можно посмотреть воспользовавшись встроенной утилитой диагностики DirectX, которая вызывается через комбинацию Win R командой «DxDiag» (регистр букв неважен, кавычки не писать). Перейдя на вкладку «Экран» нужно обратить внимание на строку «Режим экрана», где будет написано разрешение и текущая частота.
3) Обычно производители графических адаптеров комплектуют свои наборы драйверов вспомогательными утилитами для доступа к настройкам отображения. Чаще всего эти они висят в оперативной памяти и обозначены соответствующей иконкой в панели задач возле часов.
Так, как интерфейс драйверов каждый девелопер стремится сделать отличающимся от конкурентов, да еще и меняет от версии к версии расположение настроек, то подробно рассматривать их мы не будем – этот «зоопарк» все-равно не охватить. Скажем лишь, что в интерфейсе управляющей утилиты от производителя обязательно будет закладка с возможностью изменения частотного диапазона.
Какая диагональ, разрешение и соотношение сторон дисплея являются оптимальными?
В настоящее время игровые мониторы доступны с диагональю от 21 до 27 дюймов. Объективно лучшего размера матрицы нет – все субъективно. Самым популярным выбором как среди обычных пользователей, так и профессиональных игроков является диагональ размером 24 дюйма.
Разрешение монитора должно быть не ниже 1920х1080 пикселей – именно такой показатель будет оптимальным и самым доступным. Также на рынке доступны модели с Quad HD и даже Ultra HD разрешением, однако вы должны помнить, что с ростом разрешения повышается и нагрузка на компьютер.
Самое популярное и универсальное соотношение сторон – 16:9. Оно подойдет как для игр, так и серфинга в интернете. Чего не скажешь об UltraWide мониторах с соотношением сторон от 21:9. Ультраширокие мониторы отлично подойдут для игр, так как они значительно увеличивают угол обзора в играх.
Однако любой другой сценарий использования окажется очень неудобным из-за низкой высоты дисплея или больших бесполезных рамок по бокам. Выбор формата дисплея зависит только от собственных предпочтений. Помните, что UltraWide мониторы при одинаковой диагонали дисплея значительно длиннее стандартных 16:9 вариантов.
Какая частота обновления экрана лучше для мультимедийных устройств?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос стоит опять сделать кратковременный экскурс в технические дебри современных видео технологий и разобраться – что представляет собой вертикальная синхронизация.Говоря по-простому – это свойство монитора удерживать частоту кадров картинки на заданном значении. Как это выглядит в натуре покажем на примере:
- Есть видеокарта, рендерящая компьютерную игру с определенным ФПС. А в зависимости от сложности сцены и вычислительных мощностей РС ФПС будет плавать в широких пределах – например от 25 до 140 FPS.
- Есть монитор с установленным значением «Частоты обновления» в 60 Гц.
- Как уже было написано ранее 60 – наиболее комфортная частота для глаз.
Вариантов дальнейшего развития ситуации будет два:1) Видеокарта дает меньше 60 кадров. Монитор будет показывать рваную картинку и на экране появятся «артефакты» из-за того, что в буфере видеокарты нет достаточного запаса кадров для вывода — вертикальную синхронизацию в таком случае лучше отключить.2)
Адаптер выдает больше 60 кадров. Процессор монитора будет подавать команды графической подсистеме и ЦПУ компьютера на снижение производительности в целях экономии энергоресурсов. Зачем нам нужно 100500 ФПС в браузере?Отсюда следует – синхронизация нужна для обеспечения стабильности параметров картинки на установленном уровне.
Ведь для зрения куда лучше приспособится к одному значению, чем постоянно перестраиваться под изменяющуюся ситуацию. Этому в пример можно привести резкие переходы из сильно освещенного помещения в намного более темное, и обратно – удовольствия в таких скачках мало. То ничего не видно и все темное, то яркость режет глаза. Уж лучше, чтобы было что-то среднее.
В большинстве случаев монитора с 60 герцами хватает за глаза.
Однако зачем же тогда существуют модели со 120 Гц, и что это дает конечному потребителю? Или это просто маркетинговый ход?Такие устройства действительно есть в продаже, и 120 Гц нужно для формирования стерео картинки при просмотре 3D видео. В 3D экране одновременно выводятся два различных изображения каждое со своей частотой 60, а вместе они и дают те самые 120.
Мобильные спутниковые станции минобороны — помеха для 5g
Как уже отмечалось, земные станции и центры спутниковой связи могут быть как стационарными, так и мобильными. Стационарные центры и станции устанавливаются в специальных технических зданиях (незащищенных) или в подземных сооружениях (защищенные).
Мобильные станции могут быть оперативно транспортированы к месту развертывания и способны к автономной работе в полевых условиях либо в составе подвижного пункта управления. Основу таких станций составляют полевые станции, устанавливаемые на автомобилях и бронеобъектах, а также перевозимые в контейнерах или носимые.
При запуске сетей 5G для исключения создания помех стационарным станциям спутниковой связи можно будет рассчитать координационные зоны и обозначить их на карте. А вот для мобильных станций сделать это не представляется возможным в силу неопределенности мест их стояния.
Кроме того, в диапазоне 3,4-3,45 ГГц у Минобороны работают командно-измерительные станции (КИС), предназначенные для управления спутниковыми аппаратами и входящими в состав отдельного командно-измерительного комплекса (ОКИК). В свою очередь, такой комплекс входит в состав основных частей управления космическими аппаратами (НАКУ) Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С. Титова.
НАКУ Минобороны управляет 85% российских космических аппаратов. Центр может управлять всеми типами спутников военного и двойного назначения и большинством спутников научного и социально-технического назначения. Также НАКУ используется при управлении объектами пилотируемых программ и дальнего космоса, которые не подчиняются Минобороны.
Немного истории
ЖК мониторы – прямые потомки электронно-лучевых трубок, хотя и имеют определенные конструкционные изменения. У ЭЛТ телевизоров и впоследствии мониторов, изображение появлялось благодаря свечению специального слоя люминофора, который бомбардировался пучком электронов.
Естественно, что выпустить количество электронов, за раз покрывающее всю площадь экрана, технически не то что сложно, а вообще невозможно, учитывая, когда появилась эта технология.
Конструкторы пошли по иному пути: электроны посылались в виде узкого направленного пучка, который равномерно «бомбил» люминофор строчку за строчкой, слева направо, за короткий промежуток покрывая всю поверхность.
За секунду изображение успевало поменяться пару десятков раз, то есть демонстрировалось пару десятков кадров.
Герцовкой называют частоту покадровой развертки – частота, с которой изменяются кадры в кинескопе. Максимальная герцовка, даже в самых совершенных ЭЛТ телевизорах, редко превышала 100 Гц.
Впрочем, это уже и так перебор: в основном, эфирные телепрограммы, а позже и кабельное телевидение редко транслировалось с частотой больше 50 Гц. Впрочем, и этого достаточно.
При пассивном сидении перед монитором или телевизором, например, при чтении сайтов или просмотром фильмов, герцовка ощущается не так сильно, как во время игры: пользователь не выполняет никаких действий, не управляет персонажем или юнитами, поэтому не ожидает отклика на свои команды и не может замечать определенной «вязкости» движений на экране.
С появлением первых жидкокристаллических и плазменных телевизоров и мониторов, инженеры не стали изобретать принципиально новых технологий передачи изображения, оставив все как есть: независимо от типа матрицы (здесь вы можете почитать
какую матрицу выбрать для монитора
) изображение также изменяется на экране с определенной частотой.
Это позволило безболезненно осуществить «смену поколений», благодаря чему, ЖК панели постепенно вытеснили ЭЛТ мониторы.
Так, купив более совершенный дисплей, любой пользователь мог отключить старый ЭЛТ монитор и подключить новый, не производя никаких дополнительных настроек, кроме изменения разрешения экрана в настройках ОС.
Правда, мифы и особенности игровых мониторов — часть №1

В последние несколько лет явно прослеживается тренд на игровые комплектующие, и если с процессорами и видеокартами все вполне понятно, то игровые корпуса и игровые вентиляторы вызывают много вопросов. И, разумеется, стали появляться и игровые мониторы, причем массово: так, на CES 2020 было представлено около десятка моделей. Отношение к ним, в общем и целом, достаточно скептическое — дескать, обычных решений с FHD и 60 Гц полностью хватает, зачем эти навороты? Давайте разбираться, так ли это.
Раз глаз не видит больше 24 кадров, то зачем 144 Гц мониторы?
Когда речь заходит про герцовку монитора, то тут всплывают множество мифов. Самый популярный заключается в том, что раз фильмы показывают в 24 кадра в секунду, то, значит, нашему глазу этого достаточно, чтобы видеть не слайдшоу, а плавную картинку — а, значит, все эти 120 и даже 240 Гц мониторы — баловство. Однако тут важно понимать, что кадр из фильма и кадр, который видеокарта выводит на экран, сильно различаются. Кадр в фильме снимался с некоторой выдержкой, то есть он в любом случае слегка смазан и показывает движение, иными словами — внутри каждого кадра из фильма есть информация о предыдущем. Поэтому мозгу хватает всего 24 таких кадров секунду, что бы «слепить» из них плавное видео.
А вот кадр, который выводит на экран видеокарта, всегда четкий (разумеется, если мы не говорим о программном размытии в движении — motion blur), поэтому 24 таких кадра распознаются нашим мозгом как слайдшоу. Но сколько тогда нужно «компьютерных» кадров для плавности? А вот тут уже все индивидуально: в большинстве своем игроки на консолях вполне довольны 30 fps. Но на деле практически все люди замечают разницу между 30 и 60 Гц, а порог распознаваемости отдельных кадров лежит далеко за сотню — как показала презентация Nvidia на CES 2020, хватает людей, которые видят разницу между 240 и 360 Гц мониторами!
Но, разумеется, не стоит сразу бросаться покупать 240 Гц монитор. Проблема в том, что все его прелести вы сможете увидеть только в том случае, если контент будет выводиться со схожей частотой кадров. Иными словами, видео в 60 fps на YouTube будет выглядеть одинаково что на 60 Гц мониторе, что на 120 Гц, и даже на 360 Гц. В общем и целом, единственный контент, в котором вы можете увидеть под две сотни и больше кадров в секунду — это некоторые киберспортивные игры, и то для этого обычно потребуются быстрые процессоры и видеокарты.
В общем и целом, если вы не киберспортсмен, имеет смысл ограничиться 100-144 Гц мониторами. Выдать около сотни кадров в секунду в современных и не очень играх могут уже куда больше видеокарт, а разница с 60 Гц матрицами будет видна невооруженным глазом.
Время отклика монитора — не менее важный параметр, чем частота обновления
Думаю, многие замечали, что если быстро передвигать какое-либо окно по экрану, то за ним тянутся шлейфы. Это происходит из-за того, что пиксели в жидкокристаллических мониторах не могут изменять цвет моментально, им на это нужно определенное время — так называемая задержка матрицы или время отклика монитора.
Считать ее можно разными способами, в основном используют показатель grey-to-grey, или GtG: время, которое требуется пикселям, чтобы снизить яркость серого цвета с 80-90% до 10-50% (увы — каждый производитель тут использует свою методику). Данный показатель оказывается наиболее интересным, так как близок к реальному применению: очень редко в играх картинка резко сменяется с белой на черную (BtW, black-to-white), а вот смена яркости цветов происходит постоянно.
Типичная 60 Гц панель в достаточно дорогом ноутбуке с Core i5 и GTX 1660. Играть за ней в динамические игры будет не слишком приятно.
У обычных 60 Гц матриц такой показатель в среднем на уровне 30-50 мс. Много это или мало? Давайте посчитаем. В случае с 60 Гц монитором один кадр отображается на экране 1000 мс/60 = 17 мс. То есть время отклика соответствует отображению двух, а то и трех кадров на экране. К чему это приводит? Да ни к чему хорошему: в динамических играх матрица просто не будет успевать обновлять информацию на экране, что приведет к замыливанию картинки и шлейфам, а в худшем случае в этом цветовом месиве вы просто проглядите врага. В случае со 144 Гц мониторами все еще хуже: на каждый кадр отводится всего 7 мс.
Поэтому, выбирая игровой монитор, стоит внимательно отнестись к его времени отклика, причем не стоит смотреть на рекламные цифры в виде 1-3 мс: производители мониторов измеряют задержку различными хитрыми способами, и на деле по обзорам GtG может у таких матриц быть и 5, и 10 мс. Крайне желательно, чтобы время отображения кадра было больше времени задержки матрицы — это позволит свести шлейфы в динамических играх к минимуму.
Overdrive — разгон матрицы
Вот мы и перешли к чисто игровым функциям. Как я писал выше, большое время отклика = смаз картинки, поэтому производители придумали технологию компенсации времени отклика, которую назвали Overdrive. В чем ее суть? Обычно переход от черного цвета к белому для LCD-матриц происходит быстрее, чем между двумя градациями серого. Причина в том, что скорость изменения состояния пикселя зависит от приложенного к нему напряжения, а переход в «белое» состояние — это подача максимального напряжения, поэтому BtW быстрее GtG (что, к слову, и используют маркетологи при указании времени отклика матриц).
Отсюда возникает простая идея: а что если в начале каждого нового кадра подавать на пиксель высокие «разгонные» импульсы напряжения, которые значительно выше тех, которые нужны для реального нового значения цвета? Это даст «толчок» пикселю и позволит ему быстрее перейти в новое положение, существенно снизив задержку матрицы. Однако ложка дегтя в том, что такое резкое повышение напряжения не может пройти бесследно: нет, пиксели от этого не выгорают, просто могут появиться различные артефакты изображения типа светлого мерцания на серых фонах в динамических играх.
Хорошо видно, что при включенном Overdrive в режиме Normal меньше всего артефактов изображения. При этом включение этой функции на Extreme начинает инвертировать цвета, что еще менее приятно, чем выключение этой опции.
По этой причине производитель монитора обычно делает несколько настроек Overdrive, в том числе и возможность полностью его выключить. И уже для конкретного монитора нужно смотреть, что лучше — опять же, об этом пишут в развернутых обзорах.
Высокая частота низкое время отклика = приятный геймплей
Теперь сложим все воедино и посчитаем общую задержку, которую мы получаем в играх. Она складывается из времени, которое нужно процессору и видеокарте, чтобы обработать ваше нажатие и передать картинку на дисплей. Оно составляет около 50 мс и его вполне можно считать константой. Далее в дело вступает монитор: у нас есть задержка при выводе нового кадра время отклика.
Посчитаем этот показатель для «стандартной» 60 Гц панели со временем отклика в 40 мс. Худшее время задержки при выводе нового кадра — это если только что на экран вывелся кадр, и теперь нужно ждать 1000 мс/60 = 17 мс, чтобы вывести новый (это на деле не совсем так, но мы рассматриваем наихудший случай). Далее — время отклика, еще 40 мс. В итоге общая задержка получается 50 17 40 = 107 мс.
Теперь возьмем «игровую» 144 гц матрицу с задержкой GtG в 7 мс (это опять же достаточно много для современных матриц, но мы берем худший случай). Задержка при выводе нового кадра — 1000 мс/144 = 7 мс. Еще 7 мс время отклика. В итоге получаем общую задержку в 50 7 7 = 64 мс.
Сложно сказать, как Nvidia считала задержку, однако статистика по флик-шотам (быстрым выстрелам с разворота) вполне красноречива: чем быстрее матрица, тем их больше. Причем основной прирост идет при переходе с 60 Гц на 120, что еще раз говорит о том, что переплачивать за более быстрые панели стоит только киберспортсменам.
В итоге выигрыш в задержке более полутора раз. И это главная причина того, что на быстрых матрицах вам проще играть и попадать во врагов. Так что, как видите, игровые мониторы действительно могут так называться, и это не маркетинг.
AMD FreeSync и Nvidia G-Sync — убираем разрывы в изображении
Большая часть мониторов имеют фиксированную герцовку, однако в динамическом контенте, таком как игры, количество кадров в секунду постоянно меняется. К чему это приводит? Опять же ни к чему хорошему: изображение выводится на дисплей даже в том случае, если вывод части предыдущего кадра ещё не закончен полностью — оставшаяся часть буфера приходится на текущее обновление экрана. Именно поэтому каждый выведенный на монитор кадр при несовпадении частоты и fps будет по сути состоять из двух кадров, отрендеренных видеокартой.
Выглядит это как разрыв изображения, что очень некрасиво:
Как можно в этим бороться? Ну, самый простой способ — это включить вертикальную синхронизацию, то есть принудительно выводить на экран столько кадров, сколько в нем герц. В случае, если видеокарта может выдать большее количество fps, она будет простаивать, а вы получите приятную нерваную картинку. Ну а если монитор 60 Гц, а видеокарта может выдать всего 30-40 fps? В таком случае некоторые кадры будут отображаться на экране вдвое дольше, чем должны, то есть задержка вывода будет скакать между 17 и 34 мс. Разумеется, это будет ощущаться на деле как «вязкое» управление, и играть так будет неприятно.
Какой выход из данной ситуации? Принудительно синхронизировать частоту обновления монитора с количеством кадров, выводимых видеокартой. Иными словами, монитор будет подстраиваться под видеокарту и выводить кадр столько времени, сколько нужно видеокарте на рендеринг следующего, который он снова выведет без всяких задержек. Как итог — вы получаете по сути вертикальную синхронизацию при любом fps. Ну, почти любом.
На данный момент существуют две технологии, которые позволяют убрать разрывы при выводе динамического контента — это AMD FreeSync и Nvidia G-Sync. Разница между ними в том, что первая технология использует для синхронизации частоты развертки и fps видеокарту, а данные об этом передаются по DisplayPort. Вторая технология требует в мониторе наличия специального чипа, который пропускает через себя видеопоток с видеокарты и «подгоняет» под него частоту обновления монитора. Очевидно, что второй подход дороже, причем временами значительно: переплата за чип от Nvidia доходит до 10-20 тысяч рублей.
Что же лучше? Еще год назад я бы сказал, что этот вопрос не корректен: видеокарты от AMD умеют работать только с FreeSync, а видеокарты от Nvidia умели тогда работать только с G-Sync. Однако с учетом того, что видеокарты GTX 1000 и RTX 2000 используют видеоинтерфейс DisplayPort 1.2, дабы соответствовать требованиям VESA компании Nvidia пришлось некоторое время назад добавить в вышеуказанные видеокарты поддержку FreeSync под видом G-Sync Compatible.
Выходит, что переплачивать за G-Sync теперь нет смысла? Опять же не совсем так. В теории, FreeSync может работать на частотах обновления монитора от 9 до 240 Гц, чего более чем достаточно для подавляющего большинства мониторов и игр. Но что мы видим на практике? Многие даже достаточно дорогие мониторы с ценником выше 1000 долларов поддерживают адаптивную герцовку лишь в узком диапазоне 48-90 Гц (весь список мониторов есть тут). И это при том, что сами они могут быть и 144 Гц! То есть получается, что или вы теряете преимущества быстрой матрицы и играете с ~60 fps, или же вы забываете про FreeSync и играете со 100 fps, но терпите разрывы изображения.
144 Гц, IPS, разрешение 2К — и поддержка FreeSync мелким текстом внизу: от 35 до 90 Гц. Смысл в ней в таком диапазоне не совсем понятен.
Разумеется, есть и такие мониторы, которые поддерживают FreeSync в диапазоне от 48 до 240 Гц, но их очень немного. При этом у мониторов с G-Sync такой проблемы нет: все они гарантированно поддерживают адаптивную герцовку в диапазонах от 30 Гц до родной частоты обновления матрицы. Согласитесь, это куда приятнее и охватывает весь диапазон «играбельного» fps.
В итоге ситуация получается следующей: для пользователей видеокарт от AMD выбора нет, не хотите видеть разрывы — берите монитор с FreeSync, хотите при этом высокую герцовку — придется поискать подходящее решение, которое зачастую может быть дороже видеокарты. Для пользователей видеокарт от Nvidia ситуация интереснее: если хотите плавную картинку без разрывов при любом нормальном fps — имеет смысл переплатить за монитор с G-Sync. Но если есть желание сэкономить — можете окунуться в мир FreeSync мониторов, которых на данный момент около 1000 штук. Драйвером поддерживаются они все, так что выбор по герцовке остается только за вами.
Во второй и заключительной части статьи мы поговорим про остальные «фишки» игровых мониторов, такие как многозонная подсветка, вставка черного кадра и некоторые другие.
Разрывы
кадров
Частота обновления экрана и значение FPS далеко не
всегда совпадают. Количество обработанных компьютером кадров может значительно превышать
частоту обновления экрана. Поскольку выводится больше кадров, чем может
обработать монитор, полукадры иногда отображаются на экране вместе, что
проявляется в разделении изображения на две части. Это крайне заметная
проблема, которая мешает большому количеству пользователей.
В нетребовательных к железу играх, вы нередко можете
получить свыше 100 FPS,
но монитор с частотой 60 Гц обновляется только 60 раз в секунду. Из-за этого
геймеры не увидят как-таковой плавности, зато получать постоянные разрывы
кадров. В свою очередь на дисплее с высокой частотой обновления мало вероятно,
что вы увидите подобные разрывы.
Стоит упомянуть про технологии синхронизации кадров, такие
как V-Sync, Freesync и G-Sync, которые также помогают предотвратить разрывы, но
у них есть свои недостатки. V-Sync ограничит производительность, а для Freesync
и G-Sync требуются специальные комбинации видеокарты и монитора.
Таблица 1.
Частота вертикальной развертки | Полоса видеосигнала, МГц | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
640×480 | 800×600 | 1024×768 | 1152×864 | 1280×1024 | 1600×1200 | |
56 | 24 | 37 | 60 | 81 | ||
60 | 26 | 40 | 64 | 87 | 108 | 175 |
72 | 31 | 48 | 76 | 104 | ||
75 | 32 | 50 | 80 | 108 | 135 | |
85 | 37 | 58 | 90 | 124 | 160 | |
90 | 39 | 60 | 95 | 130 | ||
100 | 43 | 66 | 105 | 150 | ||
110 | 46 | 73 | 116 | 160 | ||
120 | 51 | 80 | 126 | 175 | ||
130 | 56 | 86 | 140 | 190 | ||
150 | 64 | 100 | 160 | 220 |
Таблица 2
Частота вертикальной развертки | Частота горизонтальной развертки, кГц | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
640×480 | 800×600 | 1024×768 | 1152×864 | 1280×1024 | 1600×1200 | |
56 | 28 | 35 | 45 | 50 | ||
60 | 30 | 38 | 48 | 54 | 64 | 74 |
72 | 36 | 45 | 58 | 65 | ||
75 | 37 | 47 | 60 | 68 | 80 | |
85 | 43 | 53 | 68 | 77 | 91 | |
90 | 45 | 56 | 72 | 81 | ||
100 | 50 | 65 | 80 | 90 | ||
110 | 55 | 69 | 88 | 99 | ||
120 | 60 | 75 | 96 | 108 | ||
130 | 65 | 81 | 104 | 117 | ||
150 | 75 | 94 | 120 | 135 |
Таблица 2
Частота вертикальной развертки | Частота горизонтальной развертки, кГц | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
640×480 | 800×600 | 1024×768 | 1152×864 | 1280×1024 | 1600×1200 | |
56 | 28 | 35 | 45 | 50 | ||
60 | 30 | 38 | 48 | 54 | 64 | 74 |
72 | 36 | 45 | 58 | 65 | ||
75 | 37 | 47 | 60 | 68 | 80 | |
85 | 43 | 53 | 68 | 77 | 91 | |
90 | 45 | 56 | 72 | 81 | ||
100 | 50 | 65 | 80 | 90 | ||
110 | 55 | 69 | 88 | 99 | ||
120 | 60 | 75 | 96 | 108 | ||
130 | 65 | 81 | 104 | 117 | ||
150 | 75 | 94 | 120 | 135 |
Техника не чит, а инструмент
Что будет, если дать обычному человеку самую крутую кисть, краски, холст и попросить его написать шедевр прямо здесь и сейчас? Очевидно, ничего у него не выйдет. Для того чтобы достичь результата, нужна практика, тренировка и сноровка. Если за тысячу часов в CS:
GO на мониторе 60 Гц и с 60 FPS вы так и остались сильвером, то никакие мониторы и показатели FPS не сделают из вас чемпиона мейджора. На результат слишком сильно влияет человеческий фактор — форма, настроение, состояние, реакция и масса других особенностей. Ни в коем случае нельзя сводить всё к техническим аспектам.
Всё зависит от потребностей и возможностей. Некоторых устраивает даже 30 FPS и они не видят смысла тратить несколько тысяч долларов на мощный компьютер с самым новым железом и тем более на монитор с частотой 120 Гц и больше. Другие же чувствуют плохую отзывчивость управления даже на 60 Гц, хотя ни разу не пробовали большую частоту.
А на топовом уровне всё должно быть самое лучшее — скилл игроков и условия, в которых они выступают. Для того чтобы они могли реализовать свой потенциал на максимум, им нужны инструменты с максимально возможными характеристиками. Профессионалы в курсе, как реализовывать эти собранные по крупицам миллисекунды, а у равных по скиллу соперников именно они решают исход сражения.